 |
 |
ДРУЖБА В БИБЛИИ
Библия – это книга о жизни. Это не сборник заповедей и догматов, как представляют её себе некоторые люди. Основная её часть написана в повествовательном стиле и рассказывает о событиях, имевших место далеко в прошлом. Тем не менее, это и не просто история: всё, что находится в Библии, записано там «для нашего наставления» (Римлянам 15:4). Другими словами, эти сообщения могут быть для нас поучительны.
Библия не обходит стороной и дружбу. Особенно в этом плане в ней выделяются несколько ярких примеров дружбы, которые несут в себе не только захватывающее повествование, но и ценные уроки. Рассмотрение этих примеров будет интересно и поучительно каждому, кто хочет иметь настоящих друзей и быть хорошим другом, независимо от того, верующий он или нет.
Ниже в описании каждого примера после его краткого исторического обзора Вы также увидите цитаты из Библии, касающиеся этого примера. Они помогут лучше понять глубину чувств его персонажей. Следом за цитатами Вы найдёте хронологическую таблицу. Её главная цель – дать представление о продолжительности тех или иных событий, описываемых в примере. Кроме того, благодаря ссылкам, приведённым в этой таблице, Вы можете при желании отыскать понравившийся эпизод в самой Библии и рассмотреть его подробнее. В заключение каждого примера приводятся уроки, которые мы можем из него извлечь.
Пусть рассмотрение этих примеров поможет и Вашей дружбе с кем-либо быть источником радости и поддержки.
Библейские цитаты приводятся по Переводу нового мира. В Синодальном и некоторых других переводах названия некоторых приводимых здесь книг Библии отличаются: 1 Самуила – 1 Царств, 2 Самуила – 2 Царств, 1 Летопись – 1 Паралипоменон.
СОДЕРЖАНИЕ
·
Давид и Ионафан >>
·
Руфь и Ноеминь >>
·
Иисус, Лазарь, Мария и Марфа >>
·
Комментарии >>
ДАВИД И ИОНАФАН
Давид и Ионафан стали друзьями после того, как Давид победил в сражении филистимского воина Голиафа. В то время Давиду было около 20, а Ионафану – около 50 лет. Мужество этого юноши и его умение полагаться на Бога произвели такое впечатление на Ионафана, что он полюбил его и обещал всегда его поддерживать. До самой смерти Ионафана они были крепко привязаны друг к другу тесными дружескими узами.
Бог избрал Давида, который прежде был пастухом, в будущем быть царём Израиля. Ионафан знал об этом. Как старший сын царя Саула, Ионафан был вправе считать себя законным наследником престола. Тем не менее, он не только не завидовал своему другу, но и всецело поддерживал его, чтобы Давид мог стать царём.
Царь Саул, отец Ионафана, со временем возненавидел Давида и многократно пытался убить его. Ионафан не раз рисковал жизнью, чтобы помочь Давиду, в том числе предупреждая его об опасности и защищая его перед лицом Саула. Ионафан не боялся признать, что хорошо относится к Давиду. Однажды это настолько разозлило Саула, что он метнул в Ионафана копьём и едва не убил его. Несмотря на это, Ионафан и дальше делал всё возможное, чтобы поддерживать своего друга.
Через некоторое время преследование Давида стало столь сильным, что он был вынужден бежать и скрываться. Давид и Ионафан снова поклялись друг другу в верности, после чего Ионафан посодействовал тому, чтобы Давид мог безопасно скрыться. Скитания Давида длились около семи лет. За это время Ионафан смог увидеть Давида лишь однажды. Рискуя жизнью, Ионафан отыскал своего друга, чтобы ободрить его и заверить в своей любви и поддержке. Несмотря на такую долгую разлуку, Давид и Ионафан сохранили свою дружбу крепкой. Вскоре после этого Ионафан и его отец погибли в сражении, а Давид стал царём.
Дружеская любовь Давида и Ионафана развилась на основе глубокого взаимного уважения, которое, в свою очередь, проистекало из общих духовных ценностей – крепкой любви к Богу Израиля, Иегове. У каждого из них были качества, которые нравились другому. У них были честные и прямолинейные отношения, и они доверяли друг другу. С чисто человеческой точки зрения дружба с Давидом ничего ему не сулила, скорее наоборот, он мог многое потерять. Однако та бескорыстная любовь Ионафана, которую он проявлял к Давиду, и сегодня служит для нас выдающимся примером.
Цитаты:
·
«Душа Ионафана привязалась к душе Давида, и Ионафан полюбил его, как свою душу» (1 Самуила 18:1; см. также 1 Самуила 20:17)
·
«Ионафан... очень любил Давида» (1 Самуила 19:1)
·
«Они стали целовать друг друга и плакать друг о друге, Давид же плакал больше» (1 Самуила 20:41 – во время последней их встречи, после которой Давид бежал)
·
«"Скорблю о тебе, мой брат Ионафан, ты был мне очень дорог. Твоя любовь была для меня прекраснее любви женской"» (2 Самуила 1:26 – слова Давида об Ионафане после его смерти)
Хронология (все даты – до н. э.):
·
Ок. 1137 г. |
У Саула Рождается Ионафан (1 Летопись 8:33). |
·
Ок. 1117 г. |
Саул становится царём. Вскоре Ионафан становится тысяченачальником в войске Саула. Ионафану не менее 20 лет (1 Самуила 13:1, 2). |
·
1107 г. |
Рождается Давид (1 Летопись 2:13–15). |
·
Ок. 1097–96 г. |
Пророк Самуил помазывает Давида как будущего царя. Давиду около 11–12 лет (1 Самуила 16:11–13). |
·
Ок. 1087–86 г. |
Давид убивает филистимского воина Голиафа. Давид и Ионафан становятся друзьями (1 Самуила 17:1–18:5). |
·
Ок. 1085 г. |
Саул трижды покушается на жизнь Давида. Давид и Ионафан клянутся друг другу в верности. Давид вынужден бежать и скрываться, его связь с Ионафаном теряется (1 Самуила 18:6–20:42). |
·
Ок. 1078 г. |
Ионафан отыскивает Давида в пустыне Зиф. Они видят друг друга последний раз (1 Самуила 23:14–18). |
·
Ок. 1078 г. |
Ионафан погибает в возрасте около 60 лет. Давид оплакивает Ионафана (1 Самуила 31:1 – 2 Самуила 1:27). |
·
1077 г. |
Давиду 30 лет, он становится царём (2 Самуила 2:1–4; 5:4). |
Уроки:
·
Настоящий друг верен, он не оставит в трудную минуту. Ради того, чтобы оказать помощь и поддержку, друг готов рисковать даже своей собственной жизнью.
·
Настоящие друзья радуются положительным качествам и достижениям своих друзей, ценят их, а не завидуют им.
·
В дружбе нет места корыстолюбию. Друг ставит интересы друга выше своих собственных.
·
Крепкая дружба возможна даже между людьми разного возраста и разного социального происхождения.
·
Дружба может сохраняться даже в длительной разлуке.
·
Нет ничего неправильного в том, чтобы принимать помощь от друзей.
·
Найти хороших друзей помогут не внешность или общительность, а качества и поступки, достойные уважения.
РУФЬ И НОЕМИНЬ
Истории этой дружбы посвящена целая библейская книга.
Израильтянка Ноеминь, жившая в Вифлееме, познакомилась с Руфью, девушкой из другого народа, когда её семья переселилась в Моав из-за голода, постигшего Израиль. Руфь взял в жёны один из сыновей Ноемини; второй её сын взял в жёны девушку по имени Орфа. Ноеминь жила в той земле около 10 лет, в течение которых умер сначала её муж, а затем и оба сына. После смерти второго сына Ноеминь решает вернуться к себе на родину, поскольку голод там уже закончился. Руфь и Орфа идут с ней, однако Ноеминь убеждает их вернуться в свой народ, чтобы найти там мужей. В итоге Орфа, не дойдя до Вифлеема, возвращается в Моав, но Руфь идёт с Ноеминью и остаётся жить с ней.
Руфь, хотя и овдовевшая, но ещё молодая, могла остаться на родине, жить в достатке в доме своих родителей и позже выйти замуж за богатого человека из своего народа. Почему же она решает отправиться в чужую страну, чтобы жить рядом с бедной и одинокой пожилой женщиной, вдали от своей семьи и культуры? Она поступила так не только потому, что была невесткой Ноемини, но и потому, что была её настоящей подругой. Её сочувствующая натура не позволила ей оставить одной пожилую вдову, лишившуюся своей семьи. Руфь проявила настоящую чуткость, дружелюбие, преданность и любовь. Эти качества являются крепким основанием для истинной дружбы.
Руфь очень любила и искренне уважала Ноеминь, показывая это тем, что с готовностью заботилась о её физических и эмоциональных потребностях. Она тяжело трудилась на поле как сборщица колосьев и таким образом обеспечивала пищей себя и свою овдовевшую и нуждавшуюся свекровь.
Преданность Руфи в отношении Ноемини не ограничилась этим. В результате смерти мужа и сыновей Ноеминь осталась без наследника. Согласно израильским законам, вдова, не имевшая детей, должна была выйти замуж за ближайшего родственника своего покойного мужа, чтобы таким образом восстановить ему наследственную линию. Такое устройство называлось левиратным браком (Второзаконие 25:5–10). Сама Ноеминь уже была слишком стара для этого; кроме того, вдовой была и сама Руфь. Поэтому за их общего родственника Вооза вышла замуж Руфь. Этим она сохраняла наследственную линию не только своего покойного мужа, но и Ноемини. Любящая доброта Руфи выразилась в том, что она не искала личной выгоды и вышла замуж за человека, который был значительно старше её. Этого она также могла избежать, оставшись у себя на родине. Однако она была рада доставить радость своей свекрови и подруге Ноемини тем, что у неё будет наследник.
Руфь для Ноемини также была не просто родственницей, а настоящим другом. Их дружба была крепкой, потому что она основывалась на любви, верности, сопереживании, доброте, самоотверженности. Кроме того, она покоилась на крепкой духовной основе: они хотели служить одному Богу – Иегове – и быть с его народом.
Примечательно, что, согласно некоторым данным, само имя Руфь означает «подруга, приятельница, дружественная».
Цитаты:
·
«Руфь ответила: "Не проси, чтобы я бросила тебя и пошла назад. Но куда пойдёшь ты, туда пойду и я, и где ты заночуешь, там и я заночую. Твой народ будет моим народом, и твой Бог – моим Богом. Где ты умрёшь, там и я умру, и там меня похоронят. Пусть то и то сделает мне Иегова и ещё добавит, если что-нибудь, кроме смерти, разлучит меня с тобой"» (Руфь 1:16–17)
·
«"Мне рассказали обо всём, что ты сделала для своей свекрови, когда умер твой муж, и как ты оставила отца и мать и родную землю и пошла к народу, которого прежде не знала"» (Руфь 2:11 – слова Вооза Руфи)
·
«"Пусть Иегова благословит тебя, моя дочь. Любящая доброта, которую ты проявила сейчас, превзошла прежнюю, потому что ты не пошла искать себе мужа среди молодых – бедных или богатых"» (Руфь 3:10 – слова Вооза Руфи)
·
«"Твоя невестка, которая любит тебя и которая для тебя лучше семи сыновей"» (Руфь 4:15 – израильтянки Ноемини о Руфи)
Хронология (все даты – до н. э.):
·
Ок. 1440 г. |
У Салмона и Раав рождается Вооз (Матфея 1:5). |
·
Ок. 1341 г. |
В Израиле начинается голод. Ноеминь, её муж Елимелех и двое их сыновей переселяются из Вифлеема в землю Моав. Сыновья женятся на моавитянках: Хилеон на Орфе, а Махлон на Руфи (Руфь 1:1, 2, 4). |
·
Ок. 1341–31 г. |
Через какое-то время умирает Елимелех, муж Ноемини, а затем и оба её сына (Руфь 1:3, 5). |
·
Ок. 1331 г. |
Ноеминь возвращается из Моава в Вифлеем. Орфа остаётся в Моаве, а Руфь идёт с Ноеминью (Руфь 1:6–22). |
·
Ок. 1331 г. |
Ноеминь содействует вступлению Руфи в брак с Воозом, которому к этому моменту, возможно, около 110 лет (Руфь 3:1–4:12). |
·
Ок. 1330 г. |
Руфь и Вооз рождают Овида, который позднее станет дедушкой царя Давида (Руфь 4:13–22). |
Даты вычислены приблизительно. Весь отрезок может быть сдвинут на 1–2 десятилетия.
Уроки:
·
Настоящая дружба – это тесная эмоциональная привязанность.
·
Дружба подразумевает практическую помощь, поддержку и самоотверженность.
·
Настоящий друг не ждёт, пока его попросят о помощи. Он проявляет чуткость, чтобы видеть проблемы друга, и инициативу, чтобы помогать в их разрешении.
·
Для крепкой дружбы важны общие духовные и нравственные ценности.
·
Дружить могут люди не только разного возраста, но и из разных национальностей и культур.
ИИСУС, ЛАЗАРЬ, МАРИЯ И МАРФА
Лазарь, Мария и Марфа были родными братом и сёстрами и жили в деревне Вифания, расположенной в трёх километрах от Иерусалима. По-видимому, Иисус познакомился с ними во время своего служения, после чего они стали его учениками. Через какое-то время все трое стали также близкими друзьями Иисуса. Иисус очень любил эту семью. Вероятно, он часто гостил у них, например, когда приходил в Иерусалим. В Библии записано всего три эпизода, связанных с их дружбой, но из них мы также можем многому научиться.
Первый эпизод произошёл во время дружеского визита Иисуса к этой семье. Марфа погрузилась в домашние хлопоты, в том числе приготовление особого угощения; тем временем Мария села рядом с Иисусом и слушала его. Через какое-то время Марфа высказала Иисусу упрёк в том, что она всё делает одна, и попросила Иисуса сказать Марии, чтобы она ей помогла. Марфой двигали хорошие мотивы – она желала наилучшим образом проявить гостеприимство. Однако Иисус видел, что Марфа недопонимает один важный момент: она уделяла слишком много внимания угощению, из-за чего она теряла возможность общения с Иисусом, который был не только её другом, но и учителем. Поэтому Иисус мягко и по-доброму поправил её, сказав, что достаточно приготовить лишь немного блюд или даже только одно. Хотя Марфа была неправа, в совете Иисуса не было ни одной нотки критики, а Марфа не была поставлена перед Марией в неловкое положение.
Другое известное событие, связанное с Иисусом и этой семьёй – это воскрешение Лазаря. Спустя четыре дня после того, как Лазарь умер от тяжёлой болезни, Иисус пришёл в их родную деревню. Он заранее знал, что воскресит Лазаря. Однако когда он пришёл туда, он увидел, как сильно Марфа и Мария страдают из-за смерти своего брата. Это так затронуло Иисуса, что он сам испытывал сильные страдания и плакал. Примечательно, что хотя Иисус выражал сочувствие и при других случаях воскрешения, которые он совершал и о которых также записано в Библии, такие эмоции не были столь сильными, как в этом случае. Очевидно, Иисус был очень близким другом этой семьи, и очень сочувствующим другом.
Наконец, третий эпизод произошёл за несколько дней до смерти Иисуса. Иисус снова был в Вифании, в гостях у другого человека, но там присутствовали и Лазарь, Марфа и Мария. Когда они были за столом, Мария взяла сосуд с очень дорогим нардовым маслом и начала выливать его на голову и на ноги Иисуса и вытирать своими волосами. Некоторые ученики не понимали, зачем была нужна такая трата. Однако Иисус был глубоко тронут тем, что сделала Мария, и считал её поступок достойным похвалы. Для Иисуса имели значение не материальная ценность этого дара, а добрые побуждения Марии и то, что она сделала, что могла.
Примечательно, что среди евреев того времени не было принято, чтобы мужчины общались с женщинами. Тем не менее, Иисус поддерживал дружеские отношения не только с Лазарем, но и с Марией и Марфой. Несомненно, они питали друг к другу тёплые, сердечные чувства. В то же время ввиду того, что вступать в брак у Иисуса не было возможности, нельзя и мысли допустить, чтобы он позволял себе даже малейший намёк на романтические отношения.
Дружба Иисуса с Лазарем, Марией и Марфой – это пример чистых, бескорыстных отношений, иллюстрирующий ценность созидающего общения и уважения к чувствам своих друзей.
Цитаты:
·
«Иисус любил Марфу, её сестру [Марию] и Лазаря» (Иоанна 11:5)
·
«Когда Иисус увидел, что она [Мария] плачет и плачут пришедшие с ней иудеи, он простонал духом... У Иисуса потекли слёзы» (Иоанна 11:33–35)
·
«"Смотрите, как он был дорог ему!"» (Иоанна 11:36 – слова иудеев об Иисусе после смерти Лазаря)
Хронология (все даты – н. э.):
·
Осень 29 г. |
Иисус начинает своё служение (Луки 3:21). |
·
29–32 г. |
Иисус знакомится с Лазарем, Марией и Марфой. Они становятся его учениками и друзьями. |
·
Осень 32 г. |
Иисус преподаёт Марфе урок о превосходстве духовного над материальным (Луки 10:38–42). |
·
Зима 32–33 г. |
Иисус воскрешает Лазаря (Иоанна 11:1–45). |
·
9 нисана 33 г. |
Мария помазывает Иисуса дорогим маслом и вытирает ноги своими волосами (Иоанна 12:1–8; Марка 14:3–9). |
·
14 нисана 33 г. |
Иисус умирает (Иоанна, глава 19). |
Уроки:
·
В дружбе важна уважительная манера общения, даже если друг что-то недопонимает или что-то делает не так.
·
Сложно представить себе дружбу без сочувствия своим друзьям.
·
Важно ценить добрые намерения своих друзей и быть им благодарными за них.
·
Мужчина и женщина могут быть друзьями, если сохраняют своё поведение, речь и даже мысли чистыми.
·
Дружба возможна между людьми разного социального положения и стоит выше предубеждений.
Число прочтений этой статьи: 720383
|
|
Статья опубликована 23 апреля 2010 года.
Авторские права на данный материал принадлежат владельцу сайта. Перепечатка всей статьи запрещена. При частичном использовании материала обязательна активная и индексируемая ссылка на источник.
|
КОММЕНТАРИИ
|
 |
 |