Сайт о дружбе

 

 

 

 

Друзья сайта

 

 

Конкурс стихов,
о дружбе

Как писать
стихи

КАК ПИСАТЬ СТИХИ? СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ ПОЭТАМ

Поскольку «Сайт о дружбе» проводит ежегодный конкурс стихов о дружбе, каждый год нам присылают большое число работ, написанных поэтами-непрофессионалами. Безусловно, мы очень благодарны каждому читателю, приславшему свой стих, за его желание поучаствовать в этом конкурсе и порадовать публику своим произведением.

Однако, как показала практика, весомая часть присылаемых работ отклоняется и не публикуется на сайте. В большинстве случаев причина тому – низкое качество написания работ.

Создание стихов – дело творческое, и невозможно втиснуть его в какие-то строгие рамки и правила. Однако можно предугадать то, как стих будет восприниматься читателями (именно в этом смысле мы и говорим о качестве работ), и учесть это при написании стиха. Зачастую авторы работ совершают одни и те же ошибки, поработав над которыми они могли бы существенно улучшить качество своих произведений.

Мы проанализировали несколько десятков произведений, авторам которых было отказано в их публикации или которым нами давались практические советы по их улучшению, а также множество работ, которые, наоборот, были опубликованы и имели успех у читателей и жюри конкурса. На основании этого мы решили дать некоторые общие рекомендации по написанию стихов, которые будут полезны поэтам-непрофессионалам и помогут им создавать достойные произведения пера.

1. ТЕМАТИКА И СОДЕРЖАНИЕ СТИХА

1.1. ТЕМАТИКА СТИХА. Старайтесь в стихе не рассказывать о том, «что такое дружба», «кто такой друг» и что «друг всегда придёт на помощь, выслушает и поймёт». Поверьте, это и так все знают, и таких стихов уже более чем достаточно. Такие стихи не будут содержательными для большинства читателей и не произведут на них никакого впечатления, а только утомят.

Будьте оригинальными! Выражайте в стихе свои чувства, эмоции, мысли, говорите о своих побуждениях. Рассказывайте о событиях (конечно, о чём-то немного более содержательном, чем о том, что Вы с другом сидели на лавочке или ходили вместе из школы). Побуждайте, призывайте читателя к действиям. Разжигайте в нём те же чувства, что и у Вас. Заражайте эмоциями и настроем. Такие стихи по-настоящему приковывают внимание читателя и оставляют на душе истинное удовольствие от их прочтения.

 

1.2. НАЗВАНИЕ СТИХА. Нет никаких единых правил о том, какие названия давать стихам. Обычно лучше, если название стиха связано с его содержанием (хотя это не закон). В любом случае, не стоит давать стихам слишком длинные названия или такие заезженные названия, как «Дружба», «Друг», «Другу» и т. п. Будьте оригинальными: пусть название Вашего стиха выделяет его среди других.

 

1.3. НАСТРОЕНИЕ. В некоторых работах, которые присылались нам на конкурс, присутствовали пессимизм и явно депрессивные настроения, выраженные в рассуждениях о смерти, гробах, могилах и тому подобных, иногда откровенно шокирующих мыслях. Можем заверить, что такие формулировки только отталкивают большинство читателей. И редакторов этого сайта – тоже. Поэтому мы обычно не публикуем подобные стихи либо отправляем их на доработку, если она представляется возможной.

 

1.4. НРАВСТВЕННОСТЬ. Редакторы этого сайта придерживаются высоких нравственных норм и советуют другим поступать также. Конечно, мы не можем указывать Вам, как правильно жить, но мы не будем и участвовать в пропаганде любого вида аморального поведения. Поэтому любые работы, содержащие подобные вещи, будут отклонены.

В частности, до отправки стиха уберите из него все упоминания сигарет и курения. Значительная часть нашей читательской аудитории – дети и подростки. Поэтому стихи, представляющие курение в романтическом и даже в нейтральном свете, не публикуются.

Кроме того, даже не пытайтесь присылать нам стихи с намёками на такое фиктивное понятие, как «дружеский секс» между мужчиной и женщиной.

2. ДЛИНА СТИХА

Старайтесь писать стихи среднего размера. Оптимальная длина стиха – 3–6 четверостиший (стремитесь к цифре 4–5).

 

2.1. МИНИМУМ. Стих размером одно–два четверостишия обычно будет оставлять хорошее впечатление только в тех случаях, когда он очень метко выражает какую-то острую мысль (пример). Иначе он, скорее всего, будет казаться читателю слишком коротким (возможно даже таким коротким, что его не заметят и редакторы этого сайта). Но предостерегаем: не нужно увеличивать размер стиха, просто наливая в него «воду» или общеизвестные факты (см. пункт 1.1). Этим Вы его не улучшите.

 

2.2. МАКСИМУМ. Стих длиннее 6–7 четверостиший обычно кажется читателям затянутым, особенно если большая его часть излагает всем известные истины и не содержит для них ничего нового. В таком случае можно подумать о том, какие мысли в стихе являются лишними и могут быть удалены из него без ущерба для содержания. Это особенно важно, если какие-то мысли в стихе повторяются (за исключением некоторых литературных приёмов, например, повторения первых слов стиха в его конце). Если Вам жалко какие-то четверостишия только потому, что в них хорошая рифма или звучание, но их наличие в данном стихе непринципиально, то лучше вынести их в отдельное произведение.

 

Конечно, размер стиха не является правилом и определяется только его автором. Главное помнить: хорошим стих делает не размер, а глубокое содержание.

3. УЧИТЫВАЙТЕ ЧИТАТЕЛЬСКУЮ АУДИТОРИЮ

Адаптируйте содержание Вашего стиха к широкой аудитории. Возможно, когда-то Вы писали стих своему другу, и его содержание ему близко и ясно. Однако когда стих будет опубликован и его станут читать незнакомые люди, им может быть не совсем понятно (или совсем непонятно), о чём в нём идёт речь.

 

3.1. ЛИЧНОСТНЫЕ МОМЕНТЫ. Например, Вы косвенно затрагиваете в стихе какой-то дорогой Вашему сердцу момент из Вашей с другом жизни, о котором широкая публика догадаться не сможет и которая тёплых воспоминаний о нём не испытывает. Вот пример – отрывок из стиха, присланного на конкурс:

И снова с тобою нам в волосы ветер –
Мы спрячемся тихо вдали от всех.
Будем следить, чтоб никто не заметил,
Чтоб никто не увидел наш грех.

При чтении этой фразы у читателя сразу возникает вопрос: «Какой такой грех? О чём речь?». Возможно, автор на самом деле не имел в виду ничего плохого, а подруга, которой писался этот стих, прекрасно понимает, что здесь имеется в виду. Тем не менее, в стихе эти подробности не раскрываются, а большинство читателей сайта не знакомы с межличностными отношениями этих подруг. Поэтому такие слова вызвали бы у них отталкивающие эмоции и испортили бы общее впечатление от стиха. По рекомендации «Сайта о дружбе» четверостишие было переработано, и вот что получилось:

И снова с тобою нам в волосы ветер –
Мы спрячемся тихо вдали от всех.
Будем следить, чтоб никто не заметил
Несдержанный искренний смех.

Согласитесь, совсем другое дело!

 

3.2. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ И НАЗВАНИЯ. Кроме того, в стихе могут упоминаться малоизвестные или специфичные термины, названия, а также исторические факты или события. В итоге читатель либо будет вынужден по ходу чтения стиха лезть в «Википедию», либо у него останется ощущение, что он чего-то недопонял, и он не сможет оценить стих по достоинству.

Например, в одном из присланных стихов упоминался «Агент». Нет, вовсе не тот, который «007»: «Агент» – это приложение компании mail.ru для обмена мгновенными сообщениями, через которую автор стиха общался со своим другом. Но ведь не все читатели имеют почту на mail.ru и являются продвинутыми пользователями ПК. Поэтому такие названия лучше заменить на более общие: «письма», «сообщения», «строчки» и т. п. В упомянутом стихе слова «в Агенте» были заменены на «на связи».

В другом случае в стихе присутствовали строки:

Помнишь, искры костра ночью к звёздам рвались?
Грюндик Спейс выдавал нам неистово.
Пароходы на Волге огнями зажглись.
Стаи чаек над речкою быстрою!

Оказалось, что «Грюндик» – это германский магнитофон, а «Спейс» – музыкальная группа. Стих первоначально писался для очень узкого круга друзей-туристов, все члены которого знали эту технику и музыку, и они были близки им по духу. Но этого нельзя сказать о большинстве современных пользователей Интернет. Поэтому по нашей рекомендации строка была переделана так:

Помнишь, искры костра ночью к звёздам рвались?
Магнитола кричала неистово.
Пароходы на Волге огнями зажглись.
Стаи чаек над речкою быстрою!

Возможно, такая переделка и принесёт некоторый ущерб воспоминаниям тёплой дружеской компании, но для широкой аудитории она подходит гораздо лучше.

 

Итак, если в Вашей работе есть слова и мысли, известные или понятные только узкому кругу лиц, их лучше изменить таким образом, чтобы они были ясны широкому кругу читателей.

4. РИФМА

Хорошая рифма украшает стих, делает его чтение приятным и более чувственным. Наоборот, плохая рифма может испортить впечатление о стихе даже с идеальным содержанием. Наверное, это и так все понимают, но не все понимают, как именно надо работать над рифмой. Поэтому остановимся на этом подробнее.

В примерах ниже ударные гласные отмечены заглавными буквами, а рифмуемые части слов подчёркнуты.

 

4.1. ПРАВИЛЬНЫЙ ПОДБОР СЛОВ. Для того, чтобы слова рифмовались (чтобы было «складно»), недостаточно, чтобы два слова были отдалённо похожи друг на друга. Обычно в двух рифмуемых друг с другом строках должно полностью или почти полностью совпадать звучание их окончаний, начиная от последней ударной гласной:

•  Рифмуются: «тревОжно – осторОжно»; «спИнка – корзИнка» (окончания совпадают).

•  Не рифмуются: «вмЕсте – встрЕчи»; «опАсно – окАжет» (окончания не совпадают).

Допускается, если ударная «А» рифмуется с ударной «Я» («рАб – озЯб»), «Е» с «Э» («шатЕн – минивЭн»), «Ё» с «О» («клЁн – слОн»), «И» с «Ы» («лИчно – обЫчно»), «У» с «Ю» («дрУгЮг»), так как эти гласные звуки образуются один от другого путём смягчения.

Прочие сочетания ударных гласных, например, «У» с «Ё» («бУдто – далЁких»), «А» с «У», «И» с «О» и т. д., образовать рифму не смогут.

Окончания, следующие за последними ударными гласными, могут незначительно отличаться, но так, чтобы их произношение отличалось слабо:

•  Рифмуются: «тревОжно – осторОжным»; «спИнка – корзИнку» (слабое отличие).

•  Не рифмуются: «нарОд – любОвь»; «вечЕрней – неспЕшно» (сильное отличие).

Если последняя ударная гласная стоит последней в конце строки, то вместе с ней обычно должна рифмоваться ещё и предшествующая согласная, если она есть:

•  Рифмуются: «вернёшься тЫ – все мостЫ»; «снегУ – могУ»; «травА – кривА» (окончания совпадают).

•  Не рифмуются: «душЕ – веснЕ»; «на путИ – вопрекИ»; «ни за чтО – одногО»; «травА – детворА» (окончания не совпадают).

Кроме того, не следует рифмовать слова сами с собой или с образованными от них же («встречать – повстречать», «ушёл – пришёл»). Старайтесь избегать заезженных рифм («век – человек»).

После написания стиха проверьте на слух каждую рифму, как бы «вырвав» её из стиха (как это показано в примерах выше). Если рифма звучит плохо, измените её.

 

4.2. ЧЕРЕДОВАНИЕ СТРОК. В хорошем стихе строки не следуют как попало, а располагаются и группируются по определённому порядку.

Во-первых, разбейте стих на чёткие четверостишия и отделите их друг от друга. Не очень хорошо выглядит и воспринимается, когда строки стиха слеплены в одну большую кучу.

Во-вторых, каждая строка внутри четверостишия должна рифмоваться с какой-то другой. Определите, какие строки с какими будут рифмоваться. В большинстве стихов рифмуются первая строка с третьей, а вторая – с четвёртой. Реже бывает, что первая рифмуется со второй, а третья – с четвёртой, либо первая с четвёртой, а вторая – с третьей. Можно выбрать любой вариант; бывают и другие, здесь не приведённые. Однако обычно лучше не оставлять «болтающихся» строк, которые не рифмуются ни с какой другой.

Теперь, выбрав порядок чередования строк внутри четверостишия, добейтесь, чтобы он соблюдался одинаково в каждом четверостишии Вашего стиха (то есть, если в первом четверостишии рифмуются строки 1 с 3 и 2 с 4, то так должно быть и в остальных четверостишиях). Обычно такой подход является самым лучшим.

Вместо четверостиший стих может быть разбит на двустишия (строки просто рифмуются по две). На практике это применяется намного реже, так как четверостишия обычно звучат красивее.

5. СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР И МЕТРИКА СТИХА

5.1. СТОПА И СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР. В отличие от прозаического произведения, ударные и безударные слоги (гласные) в стихе чередуются в определённом порядке, благодаря чему стих и звучит ритмично. Один цикл такого чередования слогов, включающий одну ударный слог и один–два безударных, называется стихотворной стопой. А то, как именно слоги чередуются внутри стопы, называется стихотворным размером. Обычно в современных стихах используется пять видов стихотворных размеров.

Далее в примерах ударные слоги обозначаются заглавной «А», а безударные – строчной «а».

 

РАЗМЕР

СЛОГИ

ПРИМЕР С НАШЕГО САЙТА

Хорей

«А – а»

Дружба – это главное на свете,
Без неё нет веры и любви...

Ямб

«а – А»

Не верь мне, друг, когда в избытке горя
Я говорю, что разлюбил тебя...

Дактиль

«А – а – а»

Друг познаётся в удаче
Также порой, как в беде...

Амфибрахий

«а – А – а»

Бывают друзья на минуту,
За деньги, на день и на ночь...

Анапест

«а – а – А»

Никогда не меняйте друзей.
Их нельзя разменять как монету...

 

Заметьте, стопы отсчитываются от начала строки. Отрезать один–два слога из стопы на конце строки – общепринятая практика. Иногда также бывает, что на место ударного слога ставится безударный (особенно часто – в ямбе и хорее), если это не нарушает общий ритм стиха при чтении.

Существуют и другие стихотворные размеры, но они почти не используются и читаются на слух намного тяжелее. Поэтому советуем сначала овладеть этими пятью.

Важное условие качественного стиха – это то, чтобы весь стих от начала до конца был написан с использованием одного и того же стихотворного размера.

 

5.2. МЕТРИКА СТИХА. Помимо стихотворного размера, стиху присуща метрика (ритмика). Метрикой называют схему, по которой последовательности стоп (ударных и безударных слогов) образуют четверостишия. Рассмотрим это на примере:

Как горько в мире споров и страстей
Встречаться с ложью всяческого рода.
Так дай же Бог нам истинных друзей,
Готовых с нами и в огонь, и в воду!

Стих написан ямбом, и в каждой строке имеет место определённое количество и порядок слогов. Схематично четверостишие можно изобразить так:

а – А – а – А – а – А – а – А – а – А
а – А – а – А – а – А – а – А – а – А – а
а – А – а – А – а – А – а – А – а – А
а – А – а – А – а – А – а – А – а – А – а

Это и есть метрическая схема четверостишия. Как видно, строки, которые рифмуются друг с другом, имеют одинаковое количество ударных и безударных слогов (этого придерживается подавляющее большинство стихов). Строки, которые не рифмуются друг с другом, могут иметь разную длину: на практике чётные строки могут быть и короче нечётных, и длиннее, и равны им. При этом в некоторых случаях добавляться (опускаться) слоги могут не только в конце строки, но и в её начале. Существует множество вариантов выбора метрической схемы – лишь бы четверостишие читалось ровно, без запинок и было ритмичным.

Важно, чтобы, определив метрическую схему одного четверостишия, Вы последовательно придерживались её во всех без исключения четверостишиях Вашего стиха.

 

Итак, стихотворный размер и метрика стиха должны последовательно повторяться на протяжении всего произведения. Стихи, в которых одна часть написана одним стихотворным размером, а другая – другим, обычно сильно уступают по качеству и воспринимаются читателями намного хуже. Так же обстоит дело, когда одна часть стиха имеет одну метрику, а другая – другую. Если Ваш стих страдает этими недостатками, пожалуйста, не списывайте это на свою гениальность, индивидуальность и неповторимость, а лучше измените стих и приведите его к единому стихотворному размеру и единой метрике. Результат Вас приятно удивит!

РАБОТАЙТЕ НАД СТИХОМ

Как Вы уже, наверное, поняли, «Сайт о дружбе» иногда даёт авторам личные рекомендации по доработке их стихов. Часто такие рекомендации выполнялись авторами, в результате чего качество работ улучшалось.

Однако вот что ответил нам автор одной из работ (пальцем тыкать не будем), которому были даны некоторые дельные советы по улучшению его довольно посредственного стиха:

«Если что-то для вас в стихе не так – вы его просто удалите. Но менять что-то и переставлять я не буду, я этого никогда не делаю. Не подходит – пожалуйста, просто удалите, и всё».

Дело хозяйское, конечно... Но такая реакция вызывает ряд вопросов о том, не возомнил ли этот автор слишком много о себе и своей работе.

Чтобы ничего не домысливать, я хочу в ответ на такие слова показать этому автору три картинки:

 

   

 

 

Знаете, что это за мазня? Это черновики работ, соответственно, Александра Сергеевича Пушкина, Сергея Есенина и Антуана де Сент-Экзюпери. Вот ТАК работали гении мировой поэзии и прозы, и ТАК рождались их произведения, покорившие мир. Но до Вас, наш дорогой автор, с Вашими талантами им, видимо, ещё далеко.

Обращаясь уже ко всем читателям данной статьи, хочу поощрить вас, дорогие: пожалуйста, относитесь к своим работам трезво и скромно, а иногда даже критически. Вы ещё успеете повосхищаться своим стихом и услышать в свой адрес похвалу от окружающих. Написав стих, не спешите сразу куда-нибудь его отправлять! Пока Вы не выставили стих на обозрение общественности, улучшайте его. Проверяйте, чистите, правьте, черкайте, добавляйте, удаляйте, перемещайте. Скомкайте всё, выбросьте и перепишите заново. Дайте пройти времени, прочитайте его свежим взглядом и снова подкорректируйте. Прочитайте его другу, смыслящему в поэзии, и попросите указать на недостатки. Прислушайтесь к его советам и внесите изменения. Наконец, прислушайтесь к советам данной статьи, а в последнюю очередь – к советам редакторов этого сайта, если они укажут Вам на какие-то недостатки работы (мы даём такие советы только в редких случаях, так как в целом мы не хотим и не стремимся вмешиваться в написание чужих стихов).

Даже если Ваш стих будет возвращён Вам на доработку, то мы надеемся, что Вы правильно отнесётесь к сделанным нами замечаниям. Мы отправляли стихи на доработку уже неоднократно. Некоторые из них были переработаны авторами по нашим рекомендациям и затем опубликованы на сайте. В итоге улучшилось и качество самих работ, и мастерство тех, кто их написал.

Не бойтесь того, что после всех Ваших стараний стих будет выглядеть совсем не так, как он выглядел изначально. Взрослая бабочка тоже не похожа на гусеницу, из которой она выросла, как и красивая глиняная ваза далека от круглого ошмётка глины, из которого её сделал гончар.

Одним словом – РАБОТАЙТЕ НАД СТИХОМ! Это и есть ключ к написанию по-настоящему хорошего произведения, который доступен и необходим каждому, кто пробует свои силы во вступлении в безграничный мир поэзии.

 

Не забудьте, написав хороший стих о дружбе, прислать нам его на конкурс!

 

Вам понравилась страница?
Поделитесь ей с Вашими друзьями:

Код для вставки на сайт или блог

Код для вставки на форуме

Другие сервисы:

Мы в социальных сетях:
ВКонтакте | Одноклассники

Нравится

 

Авторские права на данный материал принадлежат владельцу сайта. Перепечатка всей статьи запрещена. При частичном использовании материала обязательна активная и индексируемая ссылка на источник.

 

Также читайте на «Cайте о дружбе»:

 

Что такое дружба?
В статье показано, чем является и чем не является дружба, на чём она основывается и какие качества для неё необходимы.

Дружба в Библии
Рассмотрены три наиболее ярких примера дружбы, записанных в Библии, а также показаны уроки, извлекаемые из них. Статья будет интересна как верующим, так и неверующим людям.

Энциклопедия дружбы между мужчиной и женщиной
В статье даётся ясный и обоснованный ответ на вопрос «возможна ли дружба между мужчиной и женщиной?», а также указывается, с какими опасностями связана такая дружба, как отличить её от любви и как сохранить её чистой. Также рассмотрены ситуации из жизни и их разрешение.

Отправить другу открытку о дружбе

Ознакомьтесь с другими статьями на этом сайте